Школа спортивных танцев Вариации Века

 мкр. Железнодорожный г. Балашиха 

 г. Москва

Ригодон (Rigaudon) - французский танец в стиле барокко

Ригодон ([ʁiɡodɔ, ʁiɡɔdɔ] французский:, [riɣawˈðu] Окситанский:), англизированный как ригадон или ригадун, является французским танцем в стиле барокко с живым двухдольным размером (2/2)

Музыка похожа на бурре, но ригодон ритмически проще, с обычными фразами (наиболее распространены фразы с восемью тактами). Он возник как задорный французский народный танец 17 века для пар. 

Традиционно народный танец ассоциировался с провинциями Виваре, Лангедок, Дофине и Прованс на юге Франции, и он стал популярным как придворный танец во время правления Людовика XIV. Его прыжковые па были переняты искусными танцорами французского и английского дворов, где он оставался модным на протяжении всего 18 века. 

Однако к концу 18 века он уступил по популярности как бальный танец (наряду с паспье, бурре и гигу) менуэту; однако в 20 веке Морис Равель использовал этот танец в стиле барокко в своей фортепианной сюите "Гробница Куперена".

 

 

Ригодон (Rigaudon) - французский танец в стиле барокко

 Происхождение танца

 

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского танцмейстера Риго (фр. Rigaud ), который адаптировал эту примитивную сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду. В частности, такова версия Жан-Жака Руссо. Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению. Например, Курт Закс считает, что в основе названия — итальянские слова rigodere, rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Другие полагают, что название «ригодон» происходит от старо-немецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать. Третьи допускают вероятность происхождения названия от припева старинной плясовой песни ric-din-don, или же от итальянского слова rigodere — опять, снова веселиться.

Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — влево, поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближает его с такими танцами, как бурре и монтаньяр. Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.

 Ригодон как придворный танец

 

Примерно с конца XVII века ригодон приобрёл известность в качестве придворного танца, сделавшись более размеренным и торжественным. Однако, известен любопытный факт: Мари Камарго (1710—1770) первая выступила против правил придворного театра и вынесла на его сцену танец более быстрого, оживлённого темпа, то есть, не в придворной, а именно в сельской, простонародной версии. Наибольший успех она снискала в исполнении гавота, менуэта, паспье и ригодона. А для того, чтобы облегчить исполнение заносок, введённых ею в танец, Камарго сняла с туфель каблук, укоротила юбку и убрала излишние украшения. Новая модификация костюма позволила ей обогатить технику сценического танца ранее неизвестными приёмами и сделать его более виртуозным, лёгким и грациозным.

Тогда же, в конце XVII века в качестве одной из частей ригодон вошёл в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких и английских композиторов. Также ригодон занял почётное место номера в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов XVII — XVIII веков: Ж.-Б. Люлли (Ригодон из героической пасторали «Ацис и Галатея»), Г. Ф. Генделя («Музыка на воде», Rigaudon из Сюиты № 3 соль мажор, HWV 350), Ж.-Ф. Рамо, Ф.-А. Филидора, А. Кампра и других.

В XVIII веке ригодон также оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры охотно включали его в «бальное меню», чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев.


Вариации Века логотип

В нашем клубе проводится обучение:

 

  • бальным танцам 
  • хип-хоп танцам
  • занятия хореографией
  • для самых маленьких проходят занятия ритмопластики.